Заведующий аптекой и его миссия
В настоящее время руководители единичных аптек и аптечных сетей пытаются ориентировать заведующих не столько на выполнение административных функций, сколько на работу с покупателями, работу с коллективом и выстраивание «здорового командного духа». По факту из роли начальника заведующий переходит в роль практикующего тренера. Но этот процесс весьма сложный и требует от вышестоящего руководства определенных действий и четкого понимания происходящего в целом.
Не стоит возлагать на заведующих все и сразу.
Первое, что должно включаться в их обязанности — это подготовка штатного расписания. Оно должно четко отображать реальную потребность в персонале.
Чтобы провести оптимизацию штата, необходимо разобраться с такими составляющими деятельности аптеки, как:
- нормативные показатели работы;
- почасовой объем выполняемых работ;
- обеспечение необходимого количества людей в конкретный период времени.
В основе работы аптеки лежит обслуживание покупателей, необходимость приема товара, пополнение запасов товара, периодическое составление отчетности и передача ее в соответствующие органы и прочие мероприятия.
Чтобы не было недобора в количестве персонала или перебора, нужно грамотно рассчитать нормативы:
- норматив на обслуживание покупателей. Как правило, чтобы обслужить покупателя, необходимо около 3-5 минут. При планировании необходимо закладывать именно 5 минут. Большее время обслуживания заставит покупателей в очереди уйти в другую аптеку. При таком нормативе специалист сможет обслуживать до 12 человек в час, что является весьма выполнимым;
- норматив на прием товара, как правило, составляет около 60 линий за один час. Данные регламентные работы включают в себя процесс разбора заказов, внесение данных в базы, создание специальных актов и выполнение раскладки препаратов;
- норматив нагрузок на одного сотрудника представляет собой количество человек, с которым может проработать один консультант, администратор, провизор за единицу времени. Он может колебаться в зависимости от места расположения аптеки, ассортиментного ряда и других показателей;
- норматив часовой нагрузки предполагает изучение спроса потребителей в разные периоды времени.
Например, в одной аптеке «наплыв» может приходиться на утренние часы (около поликлиник), в других же «пик» приходится на вечер (аптеки в торговых центрах). Этот факт нужно учитывать при составлении смен и определении необходимого количества специалистов.
Заведующий аптеки — это не просто руководитель или «надзиратель», цель которого наказать сотрудников. Это — душа заведения, человек, способный грамотно сформировать штат.
Ведь дружный коллектив — это «здоровый» коллектив, где нет места ссорам и недопониманию среди коллег. Это — залог успеха и прибыльности бизнеса в целом.